Катречко С.Л.
Самостоятельная работа 11. Категориальные сетки в истории философии
Содержание:
1. Категориальный подход Платона (диалог «Софист»).
2. Категориальный подход Аристотеля (трактат «Категории»).
3. Сравнительный анализ категориальных сеток у Платона и Аристотеля. Дайте свой вариант категориальной сетки, более адекватно, на Ваш взгляд, описывающий физическую (математическую) реальность с учетом современного состояния этих наук и сравните ее с известными подходами.
4. Сравнительный анализ категориальных сеток Аристотеля («Категории») и Канта («Критика чистого разума»; гл. «Категории») с помощью текста Г. Райла «Категории».
1. Предлагаемая проработка диалогов Платона «Софист» // «Парменид» и трактата Аристотеля «Категории» преследует цель познакомить Вас с первыми в истории философской мысли подходами к построению универсальных «категориальных сеток», описывающих мир путем задания его концептуального каркаса (соответственно, для задания концептуального каркаса последующих теоретических построений (например, в области физики и/или математики).
Прежде чем читать предлагаемые тексты, поставьте перед собой следующий вопрос. Допустим, Вам надо предложить некоторый язык для описания какого-то (незнакомого Вам) типа реальности, причем заранее неизвестно, какого рода «объекты» и/или «сущности» (например, какого типа отношения между объектами и есть ли вообще там отношения между объектами, сами объекты?) наличествуют там. Построенный Вами «язык» и будет такой категориальной сеткой. При этом при построении этой категориальной сетки ей необходимо, по возможности, придать универсальный характер, т.е. сделать ее применимой к любому типу реальности.
Платоновский подход к построению «категориальной сетки» изложен в его диалогах «Софист» // «Парменид». Здесь Платон, исходя из общих философских — метафизических — соображений, задает категориальную сетку (концептуальный язык) для процессов, происходящих в «мире многого» с учетом того, что определенная упорядоченность и устойчивость процессов становления в этом мире невозможны без некоторого упорядочивающего начала, т.е. парменидовского Единого. Тем самым Платон дает диалектическое решение проблемы Единого/Многого, в рамках которого Единое первоначально развертывается в промежуточный между Единым и (многими) Вещами мир идей, которые (идеи) являются «образцами» для порождения вещей и удерживания их в своей «форме».
1.1. Вопросы по диалогу Платона «Софист» (фр. «Диалектика бытия и небытия», 236d—246a—259d; т.2 с. 301 – 333; см. «диалоги» Платона по адресу: http://www.philosophy.ru/library/text/lib_psylib/plato01.zip):
1. В чем состоит тяжба о бытии?
2. Какие главные роды (категории) выделяет Платон?
3. Как они между собой взаимодействуют?
4. В чем состоит специфика платоновского подхода к созданию категориальной сетки?
2. Аристотелевский подход к построению «категориальной сетке» отличен от платоновского. Он имеет логико-лингвистический (грамматический характер). В своей работе «Категории» (http://www.philosophy.ru/library/aristotle/kat/kategorii.html) Аристотель разбирает способы описания существующих сущностей. Во второй главе задаются 4-ые основных разряда сущего, а далее разбирает вопрос о типах описания «первичных сущностей», или индивидуальных вещей (которые составляют содержание четвертого разряда). Соответственно, все категории разбиваются Аристотелем на два больших класса. В первый входит «то, о чем сказывается» (4-ый разряд сущего), или под-лежащее (субстанция), или субъект предложения, а во второй — «то, что сказывается», т.е. предикат предложения или сказуемое в грамматическом смысле (1-ый и 3-ий разряды сущего). Тем самым категории Аристотеля (за исключением первой из них — сущности) представляют собой наиболее общие типы предикатов, которые мы можем высказать о вещи. Как указывают многие исследователи творчества Аристотеля (см., в частности гл. «Категории мысли и категории языка» кн. Э. Бенвениста «Общая лингвистика» (http://www.philosophy.ru/library/lang/benven1.html), этот подход существенным образом опирается на интуицию греческого языка, задавая его грамматическую и логическую структуру.
Именно аристотелевский подход как более развитый стал основополагающим для последующей философии. Этому способствовали прекрасные комментарии («Введение»), написанные Порфирием (http://www.philosophy.ru/library/aristotle/porf.html) и Боэцием (http://www.philosophy.ru/library/boet/boc.html).
При освоении аристотелевского подхода полезно его «проиграть» на примере описания с помощью категорий какой-либо вещи (первой сущности), а также поставить вопросы о полноте//избыточности этого набора категорий.
2.1. Вопросы к тексту Аристотеля «Категории» (http://www.philosophy.ru/library/aristotle/kat/kategorii.html; + см. также Введение Порфирия и Комментарий Боэций, а также рефераты по Порфирию реф.1; реф.2)
1. В чем состоит специфика Аристотеля к созданию категориальной сетки?
2. В гл. 2 «Категорий» выделяется четыре разряда сущего. Соотнесите эти разряды с аристотелевскими категориями и дайте свое понимание разрядов.
3. Какие категории выделяет Аристотель? Какие из категорий Аристотеля, на Ваш взгляд, имеют явно подчиненный (зависимый) характер Можно ли предложить сокращенный вариант категориальной сетки Аристотеля?
4. Поясните различие между первичными и вторичными сущностями. Что такое древо Порфирия/Боэция?
5. (факультатив) В главе «Количество» Аристотель рассматривает место и время как разновидности [непрерывного] количества. Вопрос: место и время самостоятельные категории или разновидности количества? Или у Аристотеля место (resp. время) как бы расщепляются на две подкатегории?
6. (факультатив) Попробуйте соотнести каждый термин следующего предложения с одной из аристотелевских категорий: "Три тяжелые красные книги красиво лежат на столе". С какой категорией соотносится термин "красиво"?
7. (факультатив) На какие классы (и по каким основаниям) можно было бы разбить категории Аристотеля. Как это делает Боэций в своем трактате «О Троице»; http://www.philosophy.ru/library/katr/boethius_teo.html)?. В чем специфика категории соотнесенное // отношение.
3. Сравните между собой категориальные сетки Платона и Аристотеля. При ответе на этот вопрос выскажите свое мнение о том, какой из категориальных подходов является более предпочтительным, а также о том, являются ли "категориальная сетка" Аристотеля (Платона) универсальной, т.е. описывает ли она любой тип реальности. В качестве факультативного задания:
3.1. Предложите свой вариант категориального описания нашего мира (с учетом достижений современной науки).
3.2. Сравните роль, отводимую категории «отношение» у Аристотеля и Платона, т.е. что «первично» сущность или отношение для Платона и Аристотеля/Боэция?
(Для ответа на вопрос в прил.1 приведены несколько фрагментов. Первый — из аристотелевской «Никомаховой этики» проясняет позицию Аристотеля. Кроме этого, важным для понимания аристотелевской позиции об отношении является тр. Боэция «О троице» (гл. 4, 5). Второй — из «Парменида» и «Софиста», проясняет позицию Платона о том, как существуют идеи («Парменид»), и что такое бытие («Софист»).
4. Следующей крупной попыткой построения категориальной сетки была предпринята И. Кантом в работе «Критика чистого разума» (см. главу «Категории»; http://www.philosophy.ru/library/kant/01/sod.html). Кант начинает с критики аристотелевского подхода к набору категорий как бессистемного и предлагает в качестве принципа построения своей категориальной сетки взять не «формы» вещей (предикаты высказываний), а формы предложений (заметим, что термин категория в греческом означает способы (вы)сказывания). Например, кантовская категория качества характеризует формальное качество — положительное или отрицательное — суждения, в то время как аристотелевское качество задает класс содержательно–качественных предикатов вещи. При этом Кант разбивает свой набор категорий на четыре класса, состоящий из тройки категорий, которые образуют систему тезис — антитезис — синтез (позже Гегель использовал эту триадичную структуру в своей диалектике).
4. Современной попыткой разработки категориального подхода является текст современного представителя аналитической философии Гильберта Райла «Категории» (http://www.philosophy.ru/library/ryle/kategor.html). В своем тексте он разбирает и сравнивает предшествующие попытки Аристотеля и Канта, а также предлагает свой подход, вводя ключевое понятие «категориальной ошибки».