Катречко С.Л.                                                               Самостоятельная работа

Физика Платона и ее критика Аристотелем

 

Естественнонаучные взгляды Платона излагаются в одном из его поздних диалогов «Тимей» «как правдоподобный миф» (понятно, что «истинное знание» возможно только по отношению к миру идей). В общих чертах структура диалога такова. Сначала излагается миф об Атлантиде (21–26), далее следует изложение Космологии (27c–46; происхождение и устройство Космоса и первый очерк антропологии), далее излагается собственно Физика (48–64; геометрическая теория вещества: физика + химия), а далее Биология и Антропология (64–92; биология, физиология и психология человека). При переходе от Космологии к Физике (48–53) Платон формулирует свое [важнейшее для нас] учение о материи (пространстве), за счет которого удается углубить первоначальное рассуждение (т.е. построить «более правдоподобный вывод», 48d) и сформулировать так называемую «геометрическую теорию вещества».

Соответственно, при освоении этого диалога Платона Вам необходимо обратить внимание именно на фр.27—46 и 48—64, при чтении которых Вы должны для себя постараться ответить на вопрос: что такое платоновская материя (Какими свойствами материя обладает? Какую роль (функцию) она выполняет? Отличает ли Платон ее (материю) от пространства?).

Для понимания Физики Платона нужно учесть, что «основной физический вопрос» античности звучит так: ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ окружающие нас вещи? При ответе на этот вопрос (до Платона) были даны ответы двух типов (resp. «качественный» (физический) и «количественный» (математический) подходы).

Первый ответ принадлежит мыслителям («физикам») милетской школы и заключается в нахождении некоторой первоматерии (первоначал), из которых состоят все вещи. Например, фалесовское решение заключается в том, все состоит из воды. При этом постулируется отличие первоматерии от составленных из ней вещей.

Второй тип ответа связан с пифагорейской (математической) традицией и заключается в «количественной» редукции сложных образований (= тел) к их простым, далее неделимым, составляющим. При этом «атомы» являются сущностями того же рода, что и образованные из них макротела, хотя свойства макротел имеют «вторичный» (мнимый) характер по отношению к «первичным» — истинным! — свойствам микротел (проблема первичных//вторичных качеств).

Платон в своей Физике учитывает (синтезирует) оба подхода, вводя механизм двойной редукции: свойства макротел определяются как (1) свойствами микротел, так и (2) возникают в результате сложения первокирпичиков в более сложные, промежуточные, образования. Конечно, определяющим для Платона является математический (количественный) подход. Именно он позволяет представить механизм превращения одних тел в другие. Однако Платон учитывает и качественный подход, вернее тот феномен, что при «сложении» однородных элементов может происходить переход «в другой род» и образоваться новые качества, отличные от качеств исходных элементов (ср. с законом перехода количественных изменений в качественные у Гегеля).

В качестве учебных пособий при освоении текста «Тимея» можно порекомендовать:

1. (NB!) Фр.гл.5. книги П.П. Гайденко (http://www.philosophy.ru/library/gaid/62.html)

2. Гл.1 книги В.П. Визгина (http://www.philosophy.ru/library/katr/plato_timei_vizgin.doc)

3. Статью Т. Ю. Бородай (http://www.philosophy.ru/library/katr/plato_timei_borod.doc)

4. Учебник А.Н. Чанышева «Курс лекций по древней философии».

 

При освоении №2 обратите внимание на критику платоновской физики Аристотелем.

 

На контрольную работу будет вынесен вопрос о соотношении концептов «пустоты» (Демокрит), «пространства» (Платон) и «места» (Аристотель). Ответ на этот вопрос можно найти в учебном пособии П.П. Гайденко «История греческой философии в ее связи с наукой» (http://www.philosophy.ru/library/gaid/0.html)

Hosted by uCoz