Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИЙ К ПЕРВОЙ КНИГЕ «НАЧАЛ» ЕВКЛИДА. ВВЕДЕНИЕ


[в начало]
предыдущая Часть I Глава 5 следующая
5. Этим пусть и ограничится наше о ней наставление. А вслед за этим рассмотрим, что такое критерий познаний, и присовокупим, как зачинатель учения о критерии ПЛАТОН отделяет в "Государстве" [прим. 13] знаемое от знаний, а также, сочетая, подчиняет знания знаемому. А именно, различая в сущем умопостигаемое и чувственно воспринимаемое, в умопостигаемом — в свою очередь — умопостигаемое и постигаемое разумом, а в чувственном — чувственно воспринимаемое и предполагаемое, он знание умопостигаемого — первейших четырех родов — определил как мышление, знание постигаемого разумом — как разум, знание чувственно воспринимаемого — как мнение, знание предполагаемого как предположение. Причем он показывает, что предположение так же относится к ощущению, как размышление к мышлению, потому что и предположение познает образы чувственно воспринимаемого, отображения в воде и прочих зеркальных поверхностях, имеющие, можно сказать, низший разряд и являющиеся действительно образами образов; и разум созерцает подобия умопостигаемого, нисшедшие от первичных, простых и неделимых видов ко множеству и разделению, в силу чего разумное познание зависит от других — главнейших — предпосылок, тогда как мышление восходит к самому беспредпосылочному началу. Поэтому, если математика получила в удел частичную и не чуждую разделения и дробности реальность, не [стр. 59] постигаемую ощущением и при этом всегда изменчивую и всецело делимую — всякому должно быть ясно, что она по существу своему разумна и разум оказывается ее критерием точно так же, как ощущение — критерием чувственно воспринимаемого и предположение — критерием предполагаемого. Именно поэтому СОКРАТ определяет это знание как более размытое, нежели первейшая наука, но более отчетливое, нежели кажущееся представление. [прим. 14] В самом деле, оно превосходит мышление большей развернутостью и подробностью рассмотрения, но стоит выше мнения благодаря неизменности и неопровержимости своих рациональных построений; и хотя его способность строить умозаключения на основе посылок ему уделена в порядке ослабления первой науки, однако с точки зрения его утвержден - ности в нематериальных видах оно наделено более совершенным ведением, нежели чувственно воспринимаемое.
перевод Ю.А.Шичалина

комментарии
13 Ср. Plat. Resp. 511b-e, 533e-534c. Вопрос о критерии — традиционный в эллинистических школах, перешел оттуда в школьную практику Среднего платонизма. Ср. Alcinoos, Didasc. 154,5 sqq. Отметим, что Прокл здесь не говорит о воображении и воображаемой материи как во втором введении (51 sqq.), хотя это было бы необходимо, будь у Прокла в данном случае единая объемлющая схема изложения иерархии бытия и знания.
14 Plat. Resp. 533d.
комментарии Ю.А.Шичалина