Центр антиковедения
e-mail
2002 © А.В.Петров © Центр антиковедения |
 |
КОММЕНТАРИЙ К ПЕРВОЙ КНИГЕ «НАЧАЛ» ЕВКЛИДА.
ВВЕДЕНИЕ
 [в начало]
 |
Часть I Глава 15 |
 |
 |
15. А вот относительно самого этого имени
«математика» и «математические науки» следует нам сказать, на
основании чего оно дано древними этим наукам и какое для этого
разумное основание. Думается мне, что это название науки
рациональных построений разума — как и большинство имен — дано
не случайными людьми, но — как оно и считается —
ПИФАГОРЕЙЦАМИ. Они, во-первых, знали, что всякое так
называемое научение есть припоминание. Однако оно не извне
внедряется в души, как в воображении отпечатываются образы
чувственно воспринимаемого, и не случайно возникает и уходит,
как знание на основании мнения, но, хотя и пробуждается от
чувственно воспринимаемого, однако же возникает внутри от
самого разума, обращающегося к самому себе. Во-вторых, они
знали также, что хотя припоминание и может возникнуть от
множества разных причин, однако же в особенности оно возникает
от наук. Это же [стр. 125] утверждает и ПЛАТОН:
«Ежеди обратить кого-нибудь к диаграмме, — говорит он, — то
тут именно можно яснее всего показать, что научение есть
припоминание». [прим. 68] Именно поэтому СОКРАТ в
"Меноне" [прим. 69] с помощью такого именно
способа доказательства показал, что научение означает не что
иное, как припоминание душою свойственных ей рациональных
построений. Причина этого в следующем: припоминать — свойство
разумной части души. Оно реализуется в рациональных
построениях наук, причем разум обладает их знанием уже
заранее, еще до того, как он будет действовать в соответствии
с ним. Поэтому он обладает всеми знаниями действительно и
сокровенно, но проявляет каждое тогда, когда отвлекается от
помех, чинимых чувственным восприятием. Дело в том, что
чувственные восприятия сводят его с частичным, воображение
наполняет образными движениями, [прим. 70] а
вожделения увлекают к аффективной жизни. Все частичное
является препятствием на пути нашего обращения к самим себе; и
все образное затемняет лишенное образов знание; и все
аффективное — помеха для деятельности, чуждой аффектам.
Поэтому когда мы отстраняем это от разума, тогда мы можем
разумно познавать содержащиеся в нем рациональные построения и
быть действительно знающими и обнаруживать подлинное знание. А
продолжая оставаться в оковах и смежая око души, мы не обретем
подобающего нам совершенства.
Итак, само научение есть
припоминание вечных рациональных построений, находящихся в
душе; поэтому знание, которое с помощью научения в конце
концов подводит нас [стр. 127] к их
припоминаванию, преимущественно и называется наукой, то есть
математикой. И какова задача этой науки, ясно из ее имени: эта
задача — вызывать врожденное знание, пробуждать мысль, очищать
разум, обнаруживать действительно присущие нам идеи,
освобождать нас от оков безрассудства, причем все это — в
согласии с богом, подлинным блюстителем этой науки, который
выводит на свет дары мысли, все полнит божественным смыслом,
подвигает душу к уму и словно пробуждает от глубокого забытья,
посредством исследования обращает к самим себе, посредством
повивального искусства совершенствует, а открывая чистый ум
подводит к блаженной жизни. [прим. 71] Ему именно
посвятив оное сочинение, перейдем теперь к описанию теории
математической науки.
перевод Ю.А.Шичалина |
 |
 комментарии |
 |
68
Plat. Phaedo 73b. 69 Plat. Meno 826 sqq.
70 morphotike kinesis — ср. Procl. In Remp. I
235,18-19: ...he ... phantasia noesis ousa morphotike...
71 Вероятно (ср. Morrow, p. 38, п. 89), речь идет о
Гермесе-Тоте (см. Plat. Phaedr. 274с-275b; Phil. 18b),
которого Аристоксен Тарентский признавал со ссылкой на египтян
изобретателем арифметики (Stobaeus, I p. 20,8 Wachsm.-Hense);
по свидетельству Марина (Прокл, 28), Прокл считал, что
принадлежит к Гермесовой цепи и что в нем живет душа
пифагорейца Никомаха.
комментарии
Ю.А.Шичалина | | |