Центр антиковедения
e-mail
2002 © А.В.Петров © Центр антиковедения |
 |
КОММЕНТАРИЙ К ПЕРВОЙ КНИГЕ «НАЧАЛ» ЕВКЛИДА.
ВВЕДЕНИЕ
 [в начало]
 |
Часть I Глава 5 |
 |
 |
5. Этим пусть и ограничится наше о ней
наставление. А вслед за этим рассмотрим, что такое критерий
познаний, и присовокупим, как зачинатель учения о критерии
ПЛАТОН отделяет в "Государстве" [прим. 13] знаемое
от знаний, а также, сочетая, подчиняет знания знаемому. А
именно, различая в сущем умопостигаемое и чувственно
воспринимаемое, в умопостигаемом — в свою очередь —
умопостигаемое и постигаемое разумом, а в чувственном —
чувственно воспринимаемое и предполагаемое, он знание
умопостигаемого — первейших четырех родов — определил как
мышление, знание постигаемого разумом — как разум, знание
чувственно воспринимаемого — как мнение, знание
предполагаемого как предположение. Причем он показывает, что
предположение так же относится к ощущению, как размышление к
мышлению, потому что и предположение познает образы чувственно
воспринимаемого, отображения в воде и прочих зеркальных
поверхностях, имеющие, можно сказать, низший разряд и
являющиеся действительно образами образов; и разум созерцает
подобия умопостигаемого, нисшедшие от первичных, простых и
неделимых видов ко множеству и разделению, в силу чего
разумное познание зависит от других — главнейших —
предпосылок, тогда как мышление восходит к самому
беспредпосылочному началу. Поэтому, если математика получила в
удел частичную и не чуждую разделения и дробности реальность,
не [стр. 59] постигаемую ощущением и при этом
всегда изменчивую и всецело делимую — всякому должно быть
ясно, что она по существу своему разумна и разум оказывается
ее критерием точно так же, как ощущение — критерием чувственно
воспринимаемого и предположение — критерием предполагаемого.
Именно поэтому СОКРАТ определяет это знание как более
размытое, нежели первейшая наука, но более отчетливое, нежели
кажущееся представление. [прим. 14] В самом деле,
оно превосходит мышление большей развернутостью и подробностью
рассмотрения, но стоит выше мнения благодаря неизменности и
неопровержимости своих рациональных построений; и хотя его
способность строить умозаключения на основе посылок ему
уделена в порядке ослабления первой науки, однако с точки
зрения его утвержден - ности в нематериальных видах оно
наделено более совершенным ведением, нежели чувственно
воспринимаемое.
перевод Ю.А.Шичалина |
 |
 комментарии |
 |
13
Ср. Plat. Resp. 511b-e, 533e-534c. Вопрос о критерии —
традиционный в эллинистических школах, перешел оттуда в
школьную практику Среднего платонизма. Ср. Alcinoos, Didasc.
154,5 sqq. Отметим, что Прокл здесь не говорит о воображении и
воображаемой материи как во втором введении (51 sqq.), хотя
это было бы необходимо, будь у Прокла в данном случае единая
объемлющая схема изложения иерархии бытия и знания.
14 Plat. Resp. 533d.
комментарии
Ю.А.Шичалина | | |