КОММЕНТАРИЙ К ПЕРВОЙ КНИГЕ «НАЧАЛ» ЕВКЛИДА. ВВЕДЕНИЕ
 [в начало]
 |
Часть I
Глава 4 |
 |
 |
4. Нельзя, таким образом, полагать ни того, что эти
общие свойства первично обрели реальность во множественных и разделенных
видах, ни того, что они — позже них и поэтому возникают от многого, но
следует полагать, что они стоят выше многого и превосходят его простотой и
точностью. В самом деле, ведь благодаря этому и знание их предшествует
многим знаниям и дает для них начала, и большинство этих знаний существует
в связи с ним и к нему возводится. И пусть геометр утверждает, что если
данные четыре величины пропорциональны, то существует и обратная
пропорция, и пусть он доказывает это, опираясь на начала своей науки;
арифметик к ним обратиться не может, но пусть и он утверждают, что если
данные четыре числа пропорциопольны, то существует и обратная пропорция,
[стр. 55] и доказывает это исходя из начал своей науки. Однако
кто из них познает обращение само по себе — в области ли величин или
чисел, а также разделение сложенных величин или чисел или — точно таким же
образом — сложение разделенного? — В самом деле, хотя, конечно, и эти
науки и знания относятся не к частному, но, тем не менее, здесь у нас нет
еще единой науки о бестелесном и приближающемся к умозрению. Но наукой
гораздо скорее является знание именно этого, и уже от нее большинство
прочих наук воспринимают общие способы рационального конструирования, и
она — предел восхождения от более частных знаний к более общим в нашем
пути к самой науке о сущем как таковом: она не удостаивает рассмотрения
самое по себе данность чисел и общее всему количественному, но созерцает
единую и неподвижную сущность и наличное бытие всего сущего, почему и
является объемлющей все науки; [прим. 11] и все они от нее
получают свои начала, потому что высшие науки всегда передают подчиненным
наукам первые предпосылки доказательств, а самая совершенная из наук от
себя самой дает начала всем остальным, — одним — более общие, другим —
более частные. Вот почему в Теэтете СОКРАТ, сочетая шутку с правдой,
уподобляет находящиеся в нас науки голубям, но при этом замечает, что одни
из них летают стаями, а другие — отдельно от прочих.
[прим. 12] Действительно, науки более общие и всеохватные
содержат в себе множество более частных, тогда как науки познающие,
разделенные на виды, стоят порознь и не связаны одна с другой, поскольку
исходят из разных первых начал. Итак, да будет [стр. 57]
вознесена над множеством наук и познаний одна, познающая общее и
распространяющаяся на все роды, и уделяющая начала всем математическим
наукам.
перевод Ю.А.Шичалина |
 |
 комментарии |
 |
11 Ср. Arist.
Met. 1026al8-31:
«...имеется три умозрительных учения: математика, учение о
природе, учение о божественном..., и достойнейшее знание должно иметь
своим предметом достойнейший род [сущего]... ведь неодинаково обстоит
дело и в математических науках: геометрия и учение о небесных светилах
занимаются каждая определенной сущностью, а общая математика
простирается на все... если есть некоторая неподвижная сущность, то она
первее и учение о ней составляет первую философию, притом оно общее
[знание] в том смысле, что оно первое. Именно первой философии надлежит
исследовать сущее как сущее — что оно такое и каково все присущее ему
как сущему». 12 Plat. Theaet. 197d.
комментарии
Ю.А.Шичалина | |