Центр антиковедения
e-mail
2002 © А.В.Петров © Центр антиковедения |
 |
КОММЕНТАРИЙ К ПЕРВОЙ КНИГЕ «НАЧАЛ» ЕВКЛИДА.
ВВЕДЕНИЕ
 [в начало]
 |
Часть I Глава 7 |
 |
 |
7. Однако нам следует от сущности
математических видов подняться к единой о них науке, которая,
как мы указывали, предшествует множественности, и рассмотреть
ее предмет, ее возможности, а также то, насколько она
простирается в своей деятельности. Предметом математики как
целостной науки следует считать, как мы уже сказали, область
разумного, [прим. 22] причем это не область
мышления, постоянно утвержденного в себе самом, совершенного,
самодовлеющего и обращенного к самому себе; но это и не
область мнения и чувственного восприятия, потому что такого
рода знания опираются на внешнее, действуют в соответствии с
ним и не обладают причинами познаваемого. И хотя математика
также начинает «припоминать» [прим. 23] на основе
внешнего, но завершает она производимыми внутри рациональными
построениями; и хотя пробуждает ее позднейшее, но добирается
она до исходной сущности форм; и хотя ее деятельность — в
отличие от мышления — не неподвижна, однако она
разворачивается не в движении, связанном с переменой места и
состояния, как чувственное восприятие, а в движении, которое
есть жизнь, причем она проходит междумирие бестелесных
рациональных построений, то следуя от начал к результатам, то
идя обратным путем, то от заранее известного к искомому, то от
искомого к исходно известному. Поэтому — в отличие от ума —
она не основывается во всяком исследовании на собственной
полноте, но и не получает завершенности [стр. 75]
от другого, как чувственное восприятие, но посредством
исследования достигает результата и от незавершенного восходит
к завершенности.
Что касается ее возможностей, то они
двоякого рода: одни ведут от начал к множеству и производят
многообразные пути умозрения; другие возводят множество
частных ходов мысли к соответствующим предпосылкам. Оно и
понятно: поскольку в качестве начал она берет то единое и
множество, то предел и беспредельное, то, во-первых, область,
подлежащая ее постижению, занимает среднее положение между
неделимым и полностью раздельными видами; во-вторых,
совершенно естественно, на мой взгляд, что и возможности
познавать это у математики в целом также оказались двоякого
рода, причем одни подводят нас к единству и свертывают
множество, а другие позволяют расчленить простое на
разнообразное, более общее — на более дробное, а рациональные
построения из разряда начальных — на производные, удаленные от
начал на множество ступеней. Действительно, начиная сверху,
математика доходит до чувственно воспринимаемых результатов,,
соприкасается с областью природы и многое доказывает вместе с
учением о природе; точно так же, начиная восхождение снизу,
она до известной степени сближается со знанием, свойственным
мысли, и соприкасается с постижением первых начал. Именно в
силу этого в качестве производных от нее знаний она дала всю
механику, оптику и катоптрику, [прим. 24] а также
многие другие виды умозрения, тесно связанные с чувственно
воспринимаемым и в нем [стр. 77] действующие;
продвигаясь вверх, она воспринимает неделимые и невещественные
мысли и с их помощью совершенствует свои дробные представления
и знания, появляющиеся в частных ходах мысли, а также
уподобляет тем сущностям собственные виды и роды, и в
соответствующих рассуждениях обнаруживает истину о богах и
постижение сущего. Так пусть будет сказано и об этом.
перевод Ю.А.Шичалина |
 |
 комментарии |
 |
22
dianoetikon — R. Morrow (p. 15, п. 34) в примечании к этому
месту разъясняет: I.e. imaginative and discursive thinking,
such as characterizes dianoia; однако показательно как раз
отсутствие упоминания способности воображения в первом
прологе. 23 Концепция знания-припоминания развита
Платоном в "Менoне" на примере раба, с помощью вопросов
Сократа решающего геометрическую задачу (Men. 82b-85d).
24 Катоптрика — (буквально: «наука о зеркалах»;
Прокл разъяссняет функции катоптрики ниже (р. 40).
комментарии
Ю.А.Шичалина | | |