Центр антиковедения
e-mail
2002 © А.В.Петров © Центр антиковедения |
 |
КОММЕНТАРИЙ К ПЕРВОЙ КНИГЕ «НАЧАЛ» ЕВКЛИДА.
ВВЕДЕНИЕ
 [в начало]
 |
Часть II Глава 7 |
 |
 |
7. Мы преимущественно говорили об этом,
потому что рассматривали, в чем сходство начал этих двух наук
и в чем различие: ведь задача геометра и состоит в том, чтобы
рассматривать, с какими началами согласуются общие для обеих
наук положения, а с какими - частные, и на основании этого
различать, что относится к геометрии, а что нет, и относить
одно к одной науке, а другое — к другой. А теперь еще раз с
самого начала рассмотрим геометрию в целом, из чего она
исходит и чем завершается, то есть рассмотрим таким образом
сферу присущих ей рациональных построений. Представим
мысленно, как она распространяется по всем видам сущего, как
применяет ко всему свой образ мысли и охватывает в себе формы
всего, с вершин доступной ей мысли, озирая подлинно сущее, а
через подобия давая представление и об особенностях
божественных миров и о возможностях мыслительных форм. Дело в
том, что геометрия в свойственных ей умозрениях обладает
рациональными построениями, связанными с этими мыслительными
формами, причем она показывает, какие фигуры в качестве
надлежащих свойственны богам, какие — первым сущностям, а
какие — реальностям душ; однако она в соответствии со
свойственным ей промежуточным типом познания разворачивает
рациональные построения мысли, делает их множественными,
рассматривает наличное в них разнообразие и уясняет их
наличное бытие, а также производимые над ними операции, а
также то, что их объединяет и различает, и уже исходя из этого
охватывает создаваемые воображением фигуры разного вида и
возводит их к сущностной [стр. 159] реальности
рациональных построений; а в соответствии с третьим
свойственным ей проявлением мыслительной деятельности она
рассматривает природу, а также учит о формах элементов
чувственного мира и связанных с ними потенциях, — это потому,
что она обладает подобиями целостных умопостигаемых родов и
образцами чувственно воспринимае мых; но сама существует в
сфере мысленных форм, обладающих срединным характером,
посредством которых она восходит и нисходит как к целостному
бытию, так и к возникающему. Неизменно философствуя о сущих
(на свой геометрический лад и в соответствии со всеми
рациональными построениями свойственных ей достоинств), она
заключает в себе подобия всего того, что относится к мысли,
душе и природе, а также излагает в определенном порядке все
виды государственного устройства и в самой себе показывает
разнообразные изменения; и действуя при этом нематериально,
хотя и соприкасаясь с материей, она сама от себя производит
науки, например, геодезию, механику, оптику, благодаря которым
она и благодетельствует жизни смертных. Ведь она, в частности,
создает с помощью этих наук орудия войны и городские
укрепления, дает знание о смене времен года и о положении
отдельных местностей, учит о длине сухопутных и морских путей,
сооружает различные весы, с помощью которых сообразно с числом
устанавливается равенство для городов, а также посредством
изображений делает явственным порядок всего мироздания и
многое недостоверное разъясняет и делает достоверным для всех
людей. Так, например, передают слова [стр. 161]
ГИЕРОНА Сиракузского об АРХИМЕДЕ: когда Гиерон построил
триэру, которую предполагад отправить царю Египта ПТОЛЕМЕЮ, и
все сиракузяне вместе не могли спустить ее на воду, Архимед
устроил так, что Гиерон смог это сделать один; пораженный, он
сказал: «С этого дня — верить всякому совету АРХИМЕДА».
Говорят, что и ГЕЛОН сказал то же самое, когда Архимед, не
разбирая венка, который он сделал, сумел определить вес
каждого материала, из которых тот был составлен.
[прим. 16]
перевод Ю.А.Шичалина |
 |
 комментарии |
 |
16
Ср. Плутарх, Жизнеописание Марцелла, 29.
комментарии
Ю.А.Шичалина | | |