В математике было бы мало пользы, если бы она остановилась после создания одной сущности; это действие можно повторить. Мы снова можем задать философские вопросы: как возможно, что сущность, которая была создана, сохраняет свою индивидуальность, и как возможно отличить ее от другой сущности?
Но это снова рассуждение post factum: каждый может обнаружить,
что он способен сконцентрировать внимание на одном восприятии, затем
на другом, сохраняя первое в своей памяти. Это образует основу счета.
Не имеет значения, что пересчитывается, но важен сам процесс счета,
сама деятельность ума. Создавая сущность, другую, еще одну, и т.д., мы
конструируем в уме натуральные числа. Ясно, что при построении,
скажем, натурального числа 5 природа сущностей, образующих это число,
абсолютно безразлична. Когда появились цифры, люди научились
абстрагироваться от содержания изолированных восприятий и
рассматривать их как чистые сущности. Мы построили каждое натуральное
число отдельно. Пока мы не в состоянии делать высказывания о всяком
натуральном числе. Обычно такие высказывания формулируются при помощи
квантора общности: для каждого натурального числа выполняется
. Но лучше сформулировать это так: пусть
натуральное число,
тогда выполняется
. Или более явно: допустим, мы построили
натуральное число
, тогда мы можем доказать
. Видно, что
здесь содержится понятие гипотетического построения. Оно является
фундаментальным в математике. Почти любую теорему можно привести к
виду: допустим, что проведено построение
, тогда мы можем также
провести построение
. Доказательство такой теоремы состоит в
построении, которое, будучи соединено с построением
, даст
построение
.
Позвольте мне привести пример. Я хочу доказать теорему: если
произвольное натуральное число, то существует простое число, большее
. Доказательство: вычислить
; разложить это число на
множители; каждый из простых делителей будет больше
.
Представленное доказательство состоит в общем методе построения,
применимом к гипотетическому построению.
До сих пор мы использовали понятия натурального числа, гипотетического построения натурального числа, общего метода построения, применяемого к гипотетической конструкции.
Этих понятий достаточно для арифметики. Рассмотрим отдельно принцип
полной индукции:
Я хочу предостеречь от ошибочного представления, что нам требуется общий принцип полной индукции; все, что действительно нужно — это применение в каждом конкретном случае; и каждый раз оно очевидно.
Например, я хочу доказать, что
. Это верно для
.
Допустим, это доказано для (гипотетическое построение).
Можно обосновать, что никакие другие понятия, за исключением
упомянутых, в арифметике не требуются. Арифметические суждения
образуются из простейших отношений и
посредством связок
,
,
,
и кванторов
,
.
Доказательство
состоит в одновременном построении
и
таким образом, что когда некоторая сущность добавляется к
, то же
самое делается и с
. Аналогичное объяснение можно дать и для
.
Конечно, логические константы надо интерпретировать в терминах
построений. Я вернусь к этому позднее; пока будет полезно сделать
несколько замечаний. Интерпретация
уже неявно упоминалась:
доказательство
состоит в общем методе, перестраивающем
каждое доказательство
в доказательство
. Доказательство
состоит в методе, который мог бы перевести предполагаемое
доказательство
в противоречие. Я склонен считать, что это
определение необходимо принять за основу. Мы ясно понимаем
невозможность
, но это понятие не сводится к другим, которые я
упоминал. Имеет смысл избегать использования отрицания, когда это
возможно. Работа Бишопа показывает, что наиболее важные разделы
анализа могут быть построены положительно ([1]).
Доказательство
состоит в общем методе, переводящем
построение натурального числа
в доказательство
.
Наконец, доказательство
есть комбинация построения
натурального числа
и доказательства
.
Единственное фундаментальное понятие, возникающее здесь, — понятие противоречия.