В математике было бы мало пользы, если бы она остановилась после создания одной сущности; это действие можно повторить. Мы снова можем задать философские вопросы: как возможно, что сущность, которая была создана, сохраняет свою индивидуальность, и как возможно отличить ее от другой сущности?
Но это снова рассуждение post factum: каждый может обнаружить, что он способен сконцентрировать внимание на одном восприятии, затем на другом, сохраняя первое в своей памяти. Это образует основу счета. Не имеет значения, что пересчитывается, но важен сам процесс счета, сама деятельность ума. Создавая сущность, другую, еще одну, и т.д., мы конструируем в уме натуральные числа. Ясно, что при построении, скажем, натурального числа 5 природа сущностей, образующих это число, абсолютно безразлична. Когда появились цифры, люди научились абстрагироваться от содержания изолированных восприятий и рассматривать их как чистые сущности. Мы построили каждое натуральное число отдельно. Пока мы не в состоянии делать высказывания о всяком натуральном числе. Обычно такие высказывания формулируются при помощи квантора общности: для каждого натурального числа выполняется . Но лучше сформулировать это так: пусть натуральное число, тогда выполняется . Или более явно: допустим, мы построили натуральное число , тогда мы можем доказать . Видно, что здесь содержится понятие гипотетического построения. Оно является фундаментальным в математике. Почти любую теорему можно привести к виду: допустим, что проведено построение , тогда мы можем также провести построение . Доказательство такой теоремы состоит в построении, которое, будучи соединено с построением , даст построение .
Позвольте мне привести пример. Я хочу доказать теорему: если произвольное натуральное число, то существует простое число, большее . Доказательство: вычислить ; разложить это число на множители; каждый из простых делителей будет больше . Представленное доказательство состоит в общем методе построения, применимом к гипотетическому построению.
До сих пор мы использовали понятия натурального числа, гипотетического построения натурального числа, общего метода построения, применяемого к гипотетической конструкции.
Этих понятий достаточно для арифметики. Рассмотрим отдельно принцип
полной индукции:
Я хочу предостеречь от ошибочного представления, что нам требуется общий принцип полной индукции; все, что действительно нужно — это применение в каждом конкретном случае; и каждый раз оно очевидно.
Например, я хочу доказать, что . Это верно для .
Допустим, это доказано для (гипотетическое построение).
Можно обосновать, что никакие другие понятия, за исключением упомянутых, в арифметике не требуются. Арифметические суждения образуются из простейших отношений и посредством связок , , , и кванторов , . Доказательство состоит в одновременном построении и таким образом, что когда некоторая сущность добавляется к , то же самое делается и с . Аналогичное объяснение можно дать и для . Конечно, логические константы надо интерпретировать в терминах построений. Я вернусь к этому позднее; пока будет полезно сделать несколько замечаний. Интерпретация уже неявно упоминалась: доказательство состоит в общем методе, перестраивающем каждое доказательство в доказательство . Доказательство состоит в методе, который мог бы перевести предполагаемое доказательство в противоречие. Я склонен считать, что это определение необходимо принять за основу. Мы ясно понимаем невозможность , но это понятие не сводится к другим, которые я упоминал. Имеет смысл избегать использования отрицания, когда это возможно. Работа Бишопа показывает, что наиболее важные разделы анализа могут быть построены положительно ([1]).
Доказательство состоит в общем методе, переводящем построение натурального числа в доказательство .
Наконец, доказательство есть комбинация построения натурального числа и доказательства .
Единственное фундаментальное понятие, возникающее здесь, — понятие противоречия.