Вопросы к итоговой контр./раб. (экзамену) второго семестра 2008/9 гг.

Разработаны два варианта итоговой контрольной работы (письменного варианта экзамена). Первый из них связан с проработкой всех основных тем (первоисточников) лекционного и семинарского курсов. Второй — с проработкой книги М. Хайдеггера «Основные понятия феноменологии» и написанием философского «О человеческой свободе». Напоминаю также, что для допуска/сдачи к экзамену/экзамена необходимо написать семинарские контрольные работы и сам. работу «Смысл и цель человеческого существования».

 

1. Современная онтология.

1.1. В чем состоит онтологический поворот» в философии XX в. (Л. Витгенштейн // М. Хайдеггер):

Ø    Как Вы понимаете положение Л. Витгенштейна о том, что мир состоит не из вещей, а из фактов? (Логико-философский трактат (пер. 1994 г.) (аф.1–2); см. полемику В. Бибихина и М. Козловой, а также З.А. Сокулер Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX в).

Ø    В чем суть различения бытия и сущего у Хайдеггера (по фр. «К вопросу о различении сущего и бытия» из его работы «Введение в метафизику»(zip-Word); см. также «Вещь»).

1.2. Изложите основные идеи современной онтологической концепции (одну на выбор):

Ø        Концепция У. Куайна. Тезис об онтологической относительности (см: «Онтологическая относительность», «Вещи и их место в теориях», «О том что есть» (http://www.philosophy.ru/library/quine/quine1.html // quine2.html // quine_ontolog.doc).

Ø        Н. Гартман Старая и новая онтология (http://www.philosophy.ru/library/katr/gartman1.doc).

Ø        Взгляды Э. Жильсона (по работе «Бытие и сущность» (фрагмент) (zip-Word)

Ø        С.С. Хоружий Род и недород? Заметки к онтологии виртуальности //ВФ, 1997 № 6; (см. сб. «Православная аскеза…»: http://www.philosophy.ru/library/katr/horuzhy1.html).

Ø        А. Анисов Типы существования (http://www.philosophy.ru/library/katr/anisov_trialism.doc).

 

2. [Современная] философия сознания.

[по семинарским занятиям, докладчики моих групп от этого блока вопросов освобождены]

2.1. В чем состоит проблема сознания? Перечислите и дайте краткую характеристику основных вариантов ее решения (по кн. Ст. Приста Теории сознания; http://katrechko.narod.ru/library/consci/prist01.zip).

2.2. Изложите основные положения одной из современных концепции сознания (на основе конспекта):

Ø        Концепция логического бихевиоризма (Г. Райл  + его книга «О понятии сознания»);

Ø        Концепция функционализма (Х. Патнем + его кн «Философия сознания» (первые 4-е статьи);

Ø        Концепция сознания Дж. Серля (по кн. «Открывая сознание заново»; в качестве доп. лит-ры можно использовать: Проблема сознания; Тексты по философии сознания);

Ø        Концепция сознания Д. Деннета (по его кн: Виды психики: на пути к пониманию сознания  или http://katrechko.narod.ru/katr/text/dennet.zip);

Ø        Концепция сознания Р. Коллингвуда (по кн.: «Теория воображения»);

Ø         Концепция сознания М. Мамардашвили (Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание);

Ø         Концепция сознания А. Бергсона (по кн: Материя и память / Опыт о непосредственных данных сознания);

Ø        Неэгологическая концепция Ж.–П.Сартра (по ст. «Трансцендентность Эго» (Логос № 37, 2003; http://psylib.ukrweb.net/books/sartr02/index.htm; http://www.ruthenia.ru/logos/number/37/06.pdf), см. также А. Гурвича «Неэгологические концепции сознания»)

 

3. Современная эпистемология (феноменология).

3.1. В чем состоит смысл максимы Гуссерля «Назад к самим вещам? Гуссерелевское понимание вещи. Феноменологическая редукция (эпохе).

3.2. Что такое интенциональность? Интенциональная природа сознания. Понятие интенционального объекта.

3.3. Как протекает познавательный процесс по Гуссерлю? Виды интуиции (чувственная, эйдетическая, категориальная). Ретенция и протенция.

При ответе на эти вопросы использовать материалы лекций, мои «Учебные материалы по феноменологии (zip-Word и др.) и желательно прочитать что-то из первоисточников:

ü        Э. Гуссерль Феноменология (ст. для Британской энциклопедии);

ü        Э. Гуссерль Философия как строгая наука;

ü        Ж.–П. Сартр Интенциональность: основная идея феноменологии;

ü         М.Хайдеггер Пролегомены к истории понятия времени (гл.1-2: краткий очерк феноменологии) (Word)

ü        Р.Ингарден Введение в феноменологию Э.Гуссерля (гл.3-6: доступное изложение теории феноменологии) (Word)

ü         Э.Левинас Теория интуиции в феноменологии Гуссерля //Его же. Избранное: трудная свобода (zip-Word)

ü        Н.В. Мотрошилова УЧЕНИЕ ГУССЕРЛЯ О ВЕЩИ, ВОСПРИЯТИИ И ПРОСТРАНСТВЕ (по лекциям Гуссерля «О вещи и пространстве» 1907 г.) (Word)

ü        Н.В. Мотрошилова Учение Э.Гуссерля о ноэзисе и ноэме (гл.7 ее книги ""Идеи I" Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию") (zip-html: более полный фрагмент).

3.3. Дополнительные вопросы для тех, кто не писал контр/раб. на семинаре:

Ø        Гуссерелевская критика теории отражения: Существуют ли в наших головах "образы" вещей (Э. Гуссерль К критике "теории отражения")? Почему Гуссерль не соглашается с аргументом Канта о том, что постулируемые им "вещи в себе" непознаваемы?

Ø        В чем, на Ваш взгляд, состоит разница между генерализацией и формализацией, по Гуссерлю. Приведите свои математические примеры того и другого (Э.Гуссерль Идеи к чистой феноменологии...(гл. 1) (ИДЕИ-1 (полный текст; html-rar) (для ответа на вопрос надо почитать §§11 — 15, особенно §13. "Генерализация и формализация")

 

4. [Современная] Философия языка.

4.1. В чем состоит лингвистический поворот в философии ХХ в.? Гипотеза языковой относительности Сепира — Уорфа (по статье Б.Л. Уорфа Отношение норм поведения и мышления к языку или Наука и языкознание + мой обзор: http://www.philosophy.ru/library/katr/kat_lan1.html). Концепция «языковых каркасов» Р. Карнапа (по его ст. «Эмпиризм, семантика и онтология» или ххх).

4.2. Семиотический треугольник Г. Фреге. Его учение о смысле и значении (по ст. «Смысл и значение» + см. также его «Письма Э. Гуссерлю»). Уточнение концепции смысла Фреге в работе Рассела «Об обозначении» («On denoting», Mind, 1905).

4.3. Концепция языка С. Лангер: язык как символическая система, теория происхождения языка (по кн. «Философия в новом ключе») // Концепция эпистем М.Фуко (по кн. «Слова и вещи»); в качестве других альтернатив изложите основные идеи книг Ж. Делез «Логика смысла» или Р. Барт «Основы семиологии».

 

5. [Современная] Философия науки.

5.1. Наука как предмет философского осмысления. Общие требования к построению научных (математических) моделей (по ст. П. Флоренского «Наука как символическое описание»).

5.2. Наука как социокультурный феномен Нового времени. Характеристика современной (математизированной) науки у М. Хайдеггера: наука как рас-чет (по ст. М. Хайдеггера: «Время картины мира», «Наука и осмысление» //Его же. «Время и бытие»).

5.3. Современные концепции науки (познания). Рекомендуется раскрыть этот вопрос на примере концепции познания/науки К. Поппера (http://evolkov.net/PopperK/index.html):

Ø        К.Поппер «Три точки зрения на человеческое познание» или ххх (фр. книги "Предположения и опровержения");

Ø        К.Поппер «Бадья и прожектор: две теории познания» (фр. книги "Объективное знание. Эволюционный подход ") // Эволюционная эпистемология или ххх (фр. книги "Эволюционная эпистемология и логика социальных наук") // (или как еще одна альтернатива: К.Поппер «Эпистемология без познающего субъекта»).

В качестве других возможных альтернатив можно выбрать из:

Ø        Концепция эволюционной эпистемологии (по кн. Г. Фоллмера «Эволюционная теория познания»: http://www.philosophy.ru/library/vollmer/vollmer.html);

Ø        Концепция репрезентарторов М. Вартофского (по книге «Модели. Репрезентация и научное понимание»; выберите несколько статей из первой части (djvu–файл) + ссылка на ст. «Рисунок, репрезентация и понимание», где обсуждается пример с рисунком круглой тарелки на столе http://www.philosophy.ru/library/wartof/wartofsky1.html);

Ø        Основные идеи книги Н. Гудмена «Способы создания миров» (см. http://www.philosophy.ru/library/goodman/gudmen_sposobi.zip);

Ø        Концепция познания У. Матураны (по ст. Биология познания + Онтология наблюдателя);

Ø        Концепция науки В.Ф. Турчина (Турчин В.Ф. Феномен науки; http://refal.net/turchin/phenomenon/index.htm);

Ø        Концепция науки Т.Куна (по кН. Структура научных революций; http://katrechko.narod.ru/library/kuhn/01/kuhn01.zip)

Ø        Концепция науки (методологического анархизма) П. Фейерабенд (по ст. из кн. «Избранные труды по методологии науки»: Наука в свободном обществе; Против методологического принуждения);

Ø        Концепция науки И. Лакатоса (по книге «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ»: http://katrechko.narod.ru/library/lakatos/01/01.html http://katrechko.narod.ru/library/lakatos/01/lakatos01.zip + статья «История науки и ее рациональные реконструкции» http://katrechko.narod.ru/library/lakatos/lakatos03.zip).;

Ø        Концепция науки Я. Хакинга; (по книге Представление и вмешательство (библиотека журнала "Логос");

Ø        Концепция науки М. Мамардашвили (М.К. Мамардашвили Классический и неклассический идеалы рациональности);

Ø        Концепция науки Х. Патнема (по его ст.: Две философские перспективы + «Философы и человеческое понимание» + Введение («Трудности идеи истины как соответствия») к книге «Реализм и разум» // или по книге Х. Патнэм «Разум, истина, история» (М., 2002, пер. Лебедева М.В. и Дмитриева Т.А.);

Ø        Концепция науки С. Тулмина (по книге «Концептуальные революции в науке»);

Ø        Концепция Г. Башляра (по книге «Новый рационализм»: http://katrechko.narod.ru/library/phil_science/bashlar.zip);

Ø        Основные идеи книги Р. Рорти «Философия и зеркало природы» (в инете пока не нашел).

 

5.4. Специфика математического знания. Проблема единства современной математики (по работе Н. Бурбаки «Архитектура математики» (zip-Word)). Каково Ваше отношение к принципу Л. Дирихле? Соотношение формально-аксиоматического и конструктивного методов в математике. Помимо текста Н. Бурбаки проработайте еще один из двух первоисточников:

Ø        Д. Гильберт Аксиоматическое мышление;

Ø        Г. Вейль Математический способ мышления; + Топология и абстрактная алгебра как два способа понимания в математике.

5.5. Концепция числа Г. Фреге (по кн. «Основоположения арифметики»: (собственно концепция числа изложена в гл. IV – V (§§ 62 – 91); http://www.philosophy.ru/library/frege/frege_math_ref.zip)

 

6. [Современная] Философская антропология.

[по семинарским занятиям, докладчики моих групп от этого блока вопросов освобождены]

6.1. Экзистенциальная трактовка человека: Da-sein и экзистенция М. Хайдеггера; человек как «проект» в концепции Ж.–П.Сартра. Концепции человека А. Камю (по ст. «Эссе об абсурде. Миф о Сизифе»; абсурд и абсурдные герои) // Фр.Нище (учение о сверхчеловеке) // С. Кьеркегора (по ст. «Страхи трепет).

— [как альтернатива 6.1] Человек как предмет философского осмысления в современной философии: неокантианская трактовка человек как «символического животного» (С. Лангер Философия в новом ключе // Э. Кассирер «Философия символических форм»);

— [как альтернатива 6.1] Понимание человека у М. Шелера (Шелер М. Положение человека в космосе);

[как альтернатива Антропологическая концепция Тейяр де Шардена (по книге: Феномен человека; см.. полный текст в библиотеке PSYLIB: Тейяр де Шарден П. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА).

6.2. Дополнительные вопросы для тех, кто не писал семинарские контр/работы:

Ø        Определение личности Дунса Скота. Прочитайте текст Дунса Скота О личности и ответьте на сформулированные вопросы (word-rar).

Ø        Прочитайте фр. текста Ж.–П. Сартра "Экзистенциализм — это гуманизм (word-rar). Как Вы понимаете его фразу «Человек — это прежде всего проект».

 

7. [Современная] Философия социума (социальная философия и философия истории).

[частично по семинарским занятиям, докладчики моих групп от отд. вопросов этого блока освобождены]

[общей альтернативой к этому блоку является сам. раб.: http://katrechko.narod.ru/katr/sam7_2009_1.doc

 

7.1. Социум как предмет философского осмысления. Общество и государство. Типы государства по Аристотелю. Гегелевская идея истории и тезис конце истории» (по работе Ф. Фукуямы «Конец истории?» http://www.ckp.ru/biblio/f/hist_ends.htm) В качестве дополнительных (факультативных) можно рекомендовать небольшие работы/статьи: Фр. Федье «Власть»: (http://www.philosophy.ru/library/katr/fedie2.html) и А.Бадью «Тайная катастрофа. Конец государственной истины» (http://www.philosophy.ru/library/katr/badiou_katastrofa.html).

7.2. Марксистская концепция общества: материалистическое понимание истории/общества (по работе К. Маркса «Конец немецкой идеологии», гл. 1 (http://soviet-history.com/library/marx_engels/marx_engels_2edition_volume03.pdf; см. также http://www.geocities.com/CapitolHill/1041/literatura/efr/efr.html; http://www.ruart.info/?article=nemeckaja_ideologija_marks_engel's :

7.3. Современные концепции социума. Концепция дисциплинарного общества М. Фуко (по работам Фуко «Надзирать и наказывать» (основная работа; http://www.philosophy.ru/library/foucault/03/fuko_oglavlenie.html) и Ж.Делез «Общество контроля» (статья написана как посткриптум к работе М. Фуко; см. по концепции дисциплинарного общества также студенческие рефераты на сайте и статьи: З.А. Сокулер «Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени»: http://www.philosophy.ru/library/katr/sokuler_fuko.zip; М.В. Желнов «Российская государственность при переходе от “дисциплинарного общества” к “обществу ультрабыстрых форм контроля в свободном пространстве»: http://www.philosophy.ru/library/zhelnov/lomonos.htm]).

В качестве альтернативы к вопросу 7.3 можно выбрать из:

Ø        Концепция общества потребления («симулякров») Ж. Бодрийяра (см. «Система вещей» (http://socioline.ru/_seminar/library/books/baudrillard.zip).

Ø         Концепция открытого общества К. Поппера (по его работе «Открытое общество и его враги»; см. полные тексты обоих томов: Т.1. (http://katrechko.narod.ru/library/popper/popper_open_society.zip) Т.2. (http://katrechko.narod.ru/library/popper/popper_open_society2.zip)

7.4. Что представляет собой современная цивилизация. Раскройте этот вопрос на основе одного из текстов:

Ø        Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» (http://www.philosophy.ru/library/ortega/vosst.htmlприоритетный текст)

Ø        С. Хантингтон «Столкновение цивилизаций?» (Полис, 1994, № 1, с. 33-48 + критика этой концепции в статье Я. Питерсе «Глобализация и культура: три парадигмы» (см. оба текста в архиве: http://katrechko.narod.ru/katr/text/praztext.zip)

Ø        Футуристическая концепция Т. Шардена (по его работе «Феномен человека» (Тейяр де Шарден П. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА)  см. выше вопрос 6.1)

Ø        Футуристическая концепция «кибернетического общества» (проект Principia Cybernetica) (по работе В.Ф. Турчина «Феномен науки» (http://www.ets.ru/turchin/) (см. выше вопрос 5.3); особенно см. приложение к книге «Кибернетический манифест» и ряд его статей на эту тему (http://pespmc1.vub.ac.be/TURCHIN.html // [Tur90]) и/или сайт: http://www.keldysh.ru/pages/mrbur-web/philosophy/index.html; см. ,например работу Франсиса Хейлигена «Мировой Суперорганизм» (http://pespmc1.vub.ac.be/Papers/Superorganism.pdf)).

 

8. Этика как философская дисциплина.

8.1. Этика как философская дисциплина. Основные этические концепции: перечислите и дайте краткую характеристику (на основе работы Дж. Мура «Принципы этики» http://www.ethicscenter.ru/biblio/mur.htm см., прежде всего, общий обзор (начало) и гл.1, http://www.ethicscenter.ru/biblio/mur.htm#2)

 

8.2. Основные положения этической концепции эвдемонизма (по работе Аристотеля «Никомахова этика» http://katrechko.narod.ru/library/aristotle/nic_ethic.html)

[как альтернатива 8.2] Христианская этика // Мусульманская этика // Буддийская этика // // Этика Спинозы (см. ниже) // Конфуцианская этика (см. в качестве дополнительного текста: Ткаченко Г.А. Формирование этических идей в Китае);

 

8.3. (факультатив, можно рассматривать как дополнение и/или альтернативу к вопросу 8.2) Изложите основные положения близкой Вам классической или современной этической концепции. На основе одной из следующих книг (см. ресурс: http://www.ethicscenter.ru/biblio.html):

Ø        Спиноза Б. Этика;

Ø        Этическая концепция Л.Н.Толстого (по работам «Исповедь», Закон насилия и закон любви»);

Ø        Полемика поводу толстовского принципа о «непротивлении злу насилием» (по работе И.А. Ильина «О сопротивлении злу силой» (http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html)

Ø        Этическая концепция Вл. С. Соловьева (по его работе Оправдание добра);

Ø        Основные положения утилитаризма (по работам И. Бентама   и Дж.С.Милля «О свободе» (1859) ++ (?) «Утилитаризм» (1863));

Ø        Этическая (эмотивисткая) концепция Фр. Ницше (по его работам: К генеалогии морали; По ту сторону добра и зла Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей)

Ø        Гартман Н. Этика (скачать);

Ø        Теория справедливости Дж. Ролза (по его работе Теория справедливости);

Ø        Интуитивистская этическая концепция Дж.Мура (по его работе «Принципы этики»).

Ø        «Протестантская этика» М.Вебера (по его работе «Протестантская этика и дух капитализма»);

Ø         (факультатив) Этическая концепция А. Швейцера (по его работе КУЛЬТУРА И ЭТИКА (http://psylib.ukrweb.net/books/shvei01/index.htm; http://psylib.ukrweb.net/books/_psyzip/shvei01.zip)

Ø        (факультатив) Лоренц К. Так называемое зло. К естественной теории агрессии

Hosted by uCoz